Рынок мобильной разработки в России стремительно развивается. Об этом свидетельствует статистика и исследования многих зарубежных и отечественных компаний. Настал тот момент, когда большинство программистов, создававших сайты стали осваивать для себя совершенно новое направление и адаптироваться под рыночные тенденции. Динамика спроса, как на мобильные устройства, так и разработку бизнес-приложений заставляет многие веб-студии переквалифицироваться в агентства по созданию приложений для мобильных устройств и мобильных версий сайтов. Мобильная реклама поглощает веб-площадки, а многие рекламные холдинги в интернете диверсифицируют свои портфели, открывая новые отделы.

Разработка мобильного приложения состоит из нескольких взаимосвязанных между собой аспектов. Предварительный анализ рынка и перспектива рентабельности будущего приложения, пожалуй основной ключ к тому, что новинка не будет затеряна в магазинах App Store и Google Play, в которых ежедневно публикуется более 500 новых приложений. Создать качественное мобильное приложение еще ничего не значит. Нужна интересная концепция, идея, способная обратить на себя внимание и занять достойное место на рынке мобильных технологий. Можно провести грань между веб и мобильной разработкой. Как и в создании сайта, популярность приобретают проекты, которые обладают конкурентными преимуществами, а также своего рода новаторским функционалом. И в этом есть свои особенности. Хорошему веб-девелоперу, который отлично разбирается в C/C++ и в корне знает Javascript, освоить новую нишу не составит труда.

Ежедневно в нашей работе приходится сталкиваться с разного рода новинками, которые требуют принятия сложных и дальновидных решений. Мы попытаемся поделиться с начинающими mobile-девелоперами, что ждет их на пути к освоению нового интереснейшего направления.

О чем говорит статистика?

Статистика радует акул рынка и заставляет искать новые возможности развития бизнеса. Спрос растет, несмотря на некоторые опасения компаний. Если говорить о динамике продажи мобильных устройств, она растет с каждым годом. По последним имеющимся данным, только начиная с 2013 до 2014 год доля продаж смартфонов в России выросла на 47%. И статистика неуклонно набирает положительную динамику.

При этом, активность мобильных пользователей превышает активность любителей ТВ и пользователей десктопными устройствами. По популярности марок приобретаемых мобильных телефонов за 2013 год, по данным GFK, 1-е место занимает корпорация Samsung, 2-е — Nokia, а на 3-ем месте Apple. Исходя из цифр можно предположить, что ОС Android лидирует в России по популярности операционной системы. Именно поэтому, разработчики особое внимание и предложение уделяют созданию под Android и iOS для iPhone Apple. Набирает популярность и Microsoft. Windows Phone бьет рекорды продаж и динамика растет. Начиная с 2012 года большинство мобильных агентств стали разрабатывать приложения и под Windows Phone. Сейчас на дворе 2015 год, а в 2017 году цифры по росту мобильного трафика и выхода в интернет с мобильных устройств, по мнению многих экспертов, можно смело умножать вдвое.

По исследованиям Mail.Ru Group за 2012 год, мобильные платформы в Рунете распределись следующим образом: Android – 34.72%, iOS – 17.24%, Symbian – 9.42%, а лишь на 4-ом месте Windows Phone, занимая чуть более 1%. Но можно предположить, что коэффициент использования в 2015 году явно составляет более 10% в пользу любителей Windows Phone.

Магазины Google Play и App Store

Динамика роста популярности и активности двух ведущих мировых магазинов приложений демонстрирует повышенный рост. По количеству скачиваний, первое место занимает Google Play с 62%. Здесь больше трафика и пользователей. Но с точки зрения монетизации трафика, App Store со своими 19% лидирует. И с этим не поспоришь. Следует отметить, активность таких магазинов, как Windows Market, Samsung Bada, Ovi Store и Market Place, хотя и незначительную. К примеру, для Windows Phone магазина пока очень мало хороших приложений. К сожалению, маркет только начинает развиваться. У многих наших сотрудников телефоны WP и скачать действительно стоящее приложение, если это не социальная сеть или сайт знакомств крупного холдинга, достаточно проблематично. Практически нет ничего стоящего, чтобы поюзать. Все крутые приложения адаптированы под Android и iOS. В России стал активно развиваться и Yandex Store. Но изучить динамику его активности непросто. В интернете вовсе отсутствуют данные. Тем более, что на момент написания статьи магазин предлагает приложения только для Android.

Какие виды мобильных приложений существуют

Со статистикой всё более-менее понятно. В России направление будет стремительно развиваться. Познакомимся с видами приложений, которые подразделяются по определенным критериям. Очень часто при разработке приложения, программисты и заказчики формируют целый перечень пунктов в Договоре и техническом задании. Вид устройства и виды ОС, а также девайсов, с которыми будет взаимодействовать мобильное приложение является не менее важным условием, нежели прототипирование или разработка функционала.

Web-приложения и мобильные версии сайтов

Лидирующее место по популярности разработок занимают web-приложения и мобильные версии сайтов. По нашему сайту, «Яндекс.Метрика» иногда показывает до 15% заходов из мобильных устройств. Android – 1 место, iOS – 2 место. К счастью, современные устройства с их браузерами в состоянии изобразить сайт. Однако, адаптация под мобильные устройства — требуется. Необходимо создание отдельной версии, которая будет валидно отображаться на смартфонах и мобильных устройствах. Это не сложно, так как HTML5 знают все и это позволяет хорошо отображать страницы и на хорошем уровне изучать информацию. Несмотря на ряд преимуществ, монетизация такого вида менее значима для предпринимателей. Заработать много на таких приложения вряд ли удастся.

Нативные мобильные приложения

Следует отметить, что данный вид занимает больше всего места и является наиболее ресурсоемким. В то же время, это позволяет создавать даже самые сложные решения под конкретные виды операционных систем, что делает данный вид приложений незаменимым для финансового и банковского секторов. Именно такие мобильные приложения используются банками для входа в личный кабинет пользователя и проведения операций. Здесь работает множество структур и система безопасности по праву занимает первое место.

Гибридные мобильные приложения

В коммерческом секторе этому виду приложения отведено особое место. Богатый функционал рекламных элементов, взаимодействие с API всех операционных систем, независимое обновление, быстрая публикация в магазинах App Store и Google Play. Страницы, размещаемые на серверы представляют собой платформенную страницу, которая поддается быстрому изменению при необходимости. Иными словами, можно онлайн вносить изменения и данные быстро будут фиксироваться в сторах без необходимости публикации новой версии.

С чего начать разработку мобильного приложения

1. Анализ бизнес-модели и изучение конкурентов

От успешности и целесообразности идеи зависит его дальнейший рост и перспектива. Если Вы решили разрабатывать мобильную игрушку, по нашему мнению, это не лучший выбор, так как конкуренция в игровой категории базнословная. Что касается анализа конкурентов, существуют отличные сервисы, позволяющие определить наиболее активных игроков рынка по соответствующим критериям. Есть, как платные зарубежные сервисы, так и бесплатные российские. Мы пользуемся Appintop, модулем CPIera Spy, позволяющим при регистрации и предоставления аккаунта получить весьма интересную статистику.

Необходимо исследовать:

  • наиболее конкурентную нишу, в которой ежедневно идет борьба за ТОП в маркете;
  • исследовать целевую аудиторию и ее платежеспособность;
  • понять, какими особенностями обладает Ваш продукт и что нового Вы можете дать пользователям.

2. Техническое задание

Если создается приложение для заказчика, очень важно продумать все нюансы в самом начале. Работа и вознаграждение происходят поэтапно. Например, сделали прототипы, согласовали с клиентом, двигаетесь дальше. Прорисовали дизайн, изобразили в Photoshop, утвердили, двигаетесь дальше. Это избавит Вас от кучи проблем и исключит вероятность возвращаться на предыдущие ступени.

3. Проектирование и дизайн мобильного приложения

Сюда относится:

  • прототипирование (важнейшая часть, позволяющая до мелочей структурировать действия пользователей и результат этих действий, здесь нужно создать макеты);
  • прорисовка дизайна, создание макетов и структурной графики (обязательно необходимо использовать гайдлайны. Представляют собой документы, выпускающиеся компаниями для того, чтобы разработчики понимали формат приложений и их взаимодействие с разными мобильными устройствами).

4. Разработка

Разработка представляет собой наиболее сложный процесс. Теперь все необходимо реализовать в виде мобильного приложения и настроить совместимость с мобильными устройствами. Работа над архитектурой и пользовательским интерфейсом только начинается. На самом деле, этапность работы по созданию приложения можно сравнить с разработкой сайта. Структура практически идентичная.

5. Тестирование

В команде разработчиков, тестировщик занимает особое место. Его задача состоит в том, чтобы убедиться в корректности работы приложения и его совместимости с мобильными устройствами, а также их операционными системами.

Ключевые пункты тестирования:

  • составление тест-плана;
  • раздача заданий бета-тестерам с помощью специальных сервисов;
  • сбор статистики использования;
  • идентификация крашей и багов, их устранение;
  • тестирование нагрузки.

6. Публикация в маркетах App Store и Google Play

После этого начинается публикация в маркетах. Помните, что запрещенные темы не принимаются. Сроки ожидания в App Store подтверждения модерации может составить до 14 дней. К этому нужно быть готовым, когда согласовываете сроки работы с заказчиком. Стоимость платная. Протестировать приложение на повреждения и ошибки можно в маркетах, но профессиональные разработчики делают это на сторонних сервисах, прежде чем их новинку увидит публика. Кстати, маркеты вправе отказать в публикации, если уже ест похожее приложение. Здесь мы возвращаемся к первому пункту нашей работы «Анализ рынка». Тщательно изучите конкурентов и их преимущества. Поюзайте их продукты некоторое время.

7. Аналитика

Сбор аналитики важнейший пункт. Мы используем Google Analytics и Analytics for Mobile Apps. Это отличный сервис, позволяющий анализировать поведение пользователей. Относительно, статистики скачивания приложений и источников, откуда переходят пользователи, подойдет не менее популярный в профессиональной среде зарубежный сервис Distimo.Com, обладающий мощной App Store Analytics. Когда новое приложение выходит в свет, начинается активность пользователей. Зачастую, людей, жалеющих оставить негативный отзыв, гораздо больше, нежели тех, кто способен поблагодарить за разработку. К отзывам следует относиться, как к обычному явлению, хотя они дают неполную оценку Вашей работы. В то же время, именно обратная связь с пользователями позволяет анализировать ошибки и устранять баги. Для получения отзывов мы используем фидбэк. Специальная форма обратной связи с разработчиком, где можно связаться с автором проекта и описать проблему.

Выводы

Надеемся, что мы ответили на интересующий Вас вопрос, как создать приложение для мобильных устройств самостоятельно. Что касается языков программирования и начала самого процесса разработки, для этой информации будет место в нашей следующей статье. Для желающих, раскрутить свое приложение, мы проводим специальные курсы по продвижению мобильных приложений, на которые Вы можете записаться.

Читать весь блог →